Sweden
Helsinki
Sankt Peterburg

 

Пятница 6-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар.

Прор. Иса́ии. Мч. Христофо́ра. Прп. Ши́о Мгви́мского.

Полиелейная или бденная служба свт. Николая совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди).

Календарные заметки:
С этого дня до отдания Вознесения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Спасителю Богу…», кроме Недели 7-й по Пасхе и отдания Вознесения. На литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе…».
Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 1-й – 3, и святителя, глас 8-й – 5 (первая и вторая стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святи́телей удобре́ние…», «И ныне» – Триоди, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́…», со стихами. Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее по обычаю.

На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благи́й ра́бе ве́рный…», «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Го́споди, взе́млющу…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры святителя, глас 4-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами)1. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «На гора́х святы́х зря́ще…».

По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь святителя, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды)2при полиелее– тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Примечание. Допустимо тропари по Трисвятом на всенощном бдении петь следующим образом: тропарь святителя, глас 4-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды)3.

Отпуст (при полиелее): «Иже во славе...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален Триоди, глас 8-й: «На го́ру возше́д…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален святителя, глас 4-й: «Удиви́л еси, Влады́ко…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 8-й: «Всед на о́блаки…».

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 1-й: «Освя́щ себе́ житие́м…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 8-й (см. по 1-м или по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 1-й: «Безневе́стная Чи́стая…»4. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя – Ин., зач. 35 (от полу)́. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий…».

Каноны: праздника Вознесения 1-й5 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 6-й; седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя...» (см. в праздник Вознесения).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й – 4. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Востру́бим трубо́ю…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Го́споди, взе́млющу…» (см. на стиховне утрени).

Примечание. Допустимо стихиры на хвалитех петь следующим образом: стихиры Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и святителя, глас 1-й и глас 2-й – 3. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Востру́́бим трубо́́ю…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Го́́споди, взе́́млющу…» (см. на стиховне утрени).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже во славе...».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе – «…вознесы́йся во славе…».

По входе: при всенощном бдении – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника; при полиелее – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения) и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе...».

 

1 Ср.: Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия); Минея общая, «Изъявление вкратце...».

2 Ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце...».

3 Ср.: Типикон, 21 декабря.

4 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

5 Два канона праздника Вознесения в период попразднства поются попеременно: в первый день – 1-й, во второй день – 2-й и т. д. (см.: Триодь Цветная. М., 2002. Л. 197).