Sweden
Helsinki
Sankt Peterburg

 

 

Образовательная общеразвивающая дополнительная

программа художественной направленности

«Рукоделие»

  Составила учитель технологии Толкачева М.В.

 

  

Пояснительная записка

 

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявленными к образовательным программам дополнительного образования, с учётом запросов социального заказа населения и психолого-возрастных особенностей детей.

Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься обучающимися с 8 до 16 лет. Группа разновозрастная

Занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа. Форма обучения групповая.

Программа имеет специальный принцип построения, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний. Совершенствование творческих умений и навыков.

 Занятия художественным творчеством в Воскресной школе тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем. Так же предлагаются темы близкие детям

Художественное образование – один из важнейших способов  развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника – создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

           В основном это мальчики, девочки предпочитают рукоделие и другие виды творчества.

           Занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся.

            В объединение принимаются  все желающие. Каждому ребенку дается возможность попробовать свои силы на первых занятиях. Для некоторых детей занятие выпиливанием кажется слишком трудным, и испытательный срок дает им возможность избежать ошибки, найти себе занятие по душе и силам.

           Немаловажен процесс формирования отношений между воспитанниками объединения.

           В процессе трудовой деятельности ребенок вступает в многообразные отношения со сверстниками и ребятами другого возраста. Эти отношения оказывают влияние на развитие личности ребенка. Детей объединяет общая цель – научиться мастерству. Задача педагога – так организовать жизнедеятельность коллектива объединения, чтобы в нем возникали взаимопомощь, взаимный контроль, ответственность за себя и товарищей, теплые, дружеские отношения, доброжелательная сфера общения.

           Таким образом, программа направлена на организацию учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения, освоение им навыков и умений, которые принесут большую пользу в повседневной жизни, и будут радовать окружающих.

 

Цель: развитие конструкторского, образного мышления и приобретение жизненно-важных трудовых навыков.

Задачи:

- Развитие познавательного интереса у обучающихся через занятия в кружке «рукоделие»;

-Развитие личностных качеств обучающихся: активности, самостоятельности, общения в коллективе;

-Формирование специальных знаний, умений, навыков в овладении инструментом.

- Научить детей создавать красивые и полезные вещи;

- Научить детей правильно планировать творческий процесс труда.

-Воспитывать в детях любовь к труду, чувство коллективизма, взаимопомощи; ответственность и дисциплинированность;

- Формировать у учащихся эстетический вкус.

Предполагаемый результат обучения.

В результате освоения данной образовательной программы происходит культурологическое развитие обучающихся путем приобщения их к культурным ценностям, овладение обучающихся технологией декоративно-прикладного творчества, развитие чувства коллективизма, формирование высоких художественно – эстетических вкусов в декоративно – прикладном искусстве.

Дети, освоившие программу «Рукоделия», знают правила техники безопасности, процесс работы с колющими, режущими и горячими инструментами, особенности бумаги, шерсти, фанеры, благодаря которым изготавливаются изделия; технологию выполнения операций; умеют работать с необходимыми инструментами; подбирать нужные, соответствующие цвета;

владеют навыками изготовления  в различных техниках изделия

В отделе декоративно – прикладного творчества отсутствует система баллов в традиционном понимании, существуют уровни обученности:

I уровень репродуктивный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень – самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий. Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на III и IV уровни обученности, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Учащиеся должны:

- научиться определять вид шерсти на ощупь и по виду, знать, где она применяется;

- научиться правильно эксплуатировать инструменты и приспособления для валяния;

- освоить правила техники мокрого и сухого валяния;

- знать технику правильной раскладки шерсти и правильного отделения волокон шерсти при изготовлении изделия;

- равномерно распределять шерсть по всей заготовке;

- начинать и заканчивать работу без внутренних повреждений изделия;

- подбирать шерсть, иголки и нитки в зависимости от техники валяния или рисунка;

- научиться подбирать цветовую гамму при выполнении изделий;

- составлять и набивать рисунок на заготовке;

- уметь изготавливать шарики-бусины;

- выполнять работу качественно;

- знать технологические приёмы выполнения различных операций;

- знать особенности обработки края изделия, способы прикрепления застёжек и бисера.

Учебно-тематический план занятий

 

 

№ п/п

 

 

Тема

Количество часов

Всего

Практика

Теория

1.

Осенние цветы.

1

1

 

2.

Осенний пейзаж.

1

1

 

3.

Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами  платок

1

1

 

4.

Натюрморт – фрукты

1

1

 

5.

Елочные украшения к Рождеству

1

1

 

6.

Домашние любимцы. Лепим из пластилина

1

1

 

7.

Рисуем зимние пейзажи.

1

1

 

8.

Тема доброты - портрет доброго человека

1

1

 

9-10.

Общие сведения о резьбе по дереву. Техника безопасности при работе с режущим и колющим инструментом. Способы скрепления деталей.

2

1

1

11-16.

Приёмы выпиливания лобзиком.

6

1

5

17-19.

Отделка.

3

 

3

20-22.

Плоскорельефная пропильная резьба.

2

 

2

23-24.

Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Шерсть, ее классификация, использование, свойства.

2

1

1

25-26.

Декоративные валенки. Изготовление изделий по плоскому шаблону

2

 

2

27-28.

Изготовление божьей коровки. Техника сухого валяния. Технология выполнения овальных геометрических форм.

2

 

2

 

                              ВСЕГО: 

28

12

16

 

 

 

Содержание изучаемого курса

1. Осенние цветы.

2. Осенний пейзаж.

3. Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами  платок

4. Натюрморт – фрукты

5. Елочные украшения к Рождеству

6. Домашние любимцы. Лепим из пластилина

7. Рисуем зимние пейзажи.           

8. Тема доброты - портрет доброго человека

9-10.Общие сведения о резьбе по дереву. Техника безопасности при работе с режущим и колющим инструментом. Способы скрепления деталей.

13-16.Приёмы выпиливания лобзиком.

17-19.Отделка.

20-22. Плоскорельефная пропильная резьба.

23-24. Инструктаж по технике безопасности. Правила организации рабочего места. Шерсть, ее классификация, использование, свойства.

25-26. Декоративные валенки. Изготовление изделий по плоскому шаблону.

27-28.Изготовление божьей коровки. Техника сухого валяния. Технология выполнения овальных геометрических форм.

 

 

Учебно – дидактический материал:

 

  • Иллюстрации журналов, книг для просмотра изделий;
  • Демонстрация готовых изделий;
  • Презентации.

 

Список литературы

  1. Девис Джейн. Красивые вещи из войлока. Издательство: Бертельсманн 2011г.
  2.  Пипер Анна. Модные шарфы. Издательство: Ниола-Пресс 2007г.
  3.  Анна Зайцева. Цветы из войлока и фетра. Издательство: Эксмо-Пресс, 2011 г.
  4. Изделия из войлока. Перевод с немецкого Л.И. Кайсаровой. Издательство: АРТ-РОДНИК, издание на русском языке, 2012г.
  5. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002\
  7. ыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  8. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа ». М., 2006
  9. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.